USD/RUB 76.16
EUR/RUB 88.71

Исследование качества инженерного образования в российских вузах и его влияние на рынок труда

08.12.2025 01:28

Проблемы подготовки инженеров в вузах России

Проблемы подготовки инженеров в вузах России © mktdt.ru

Большинство российских инженеров получает образование в вузах с относительно низкими требованиями к поступающим, как указано в докладе Высшей школы экономики. Лишь 5,4% выпускников инженерных направлений завершили обучение в учреждениях, где средний балл приема превышает 80 по одному предмету ЕГЭ. Значительное различие в уровне входных требований приводит к более чем двукратному расхождению в уровне оплаты труда квалифицированных специалистов и способствует возникновению нехватки необходимых навыков при наличии формального количества работников на рынке.

Качество инженерного образования в России существенно различается, что вызывает почти двукратный разрыв в зарплатах выпускников соответствующих вузов, согласно докладу Высшей школы экономики «Выпускники инженерных специальностей. "Сопротивление материалов" на российском рынке труда». Основа анализа — административные данные «Мониторинга трудоустройства выпускников», проекта Министерства труда и Роструда, в рамках которого собираются микроданные по всем выпускникам программ высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) в сфере инженерного дела, технологий и технических наук.

Инженерные направления подготовки стабильно занимают значительную долю на российском образовательном рынке. С 2018 по 2024 год на такие программы пришлось 27,9% всех выпускников. Если в выпуске 2018 года инженерные направления выбрали 26,2% студентов, то к 2024 году этот показатель вырос почти до 29%. Масштабная подготовка в инженерных науках сочетается с невысокой долей платных мест — 33,1% против среднего по всем направлениям 52,9%.

Среди наиболее распространенных инженерных специальностей в бакалавриате и магистратуре выделяются «строительство» (12,6% в бакалавриате и 13,4% в магистратуре), «электроэнергетика и электротехника» (8,2% и 7,1%) и «информатика и вычислительная техника» (5,2% и 5,9%). По регионам основные центры подготовки инженеров — Москва (17,1% от общего выпуска в стране), Санкт-Петербург (9,8%) и Татарстан (5%), где сосредоточены наиболее развитые регионы с сильными вузами, включая технические, и около 40% передовых инженерных школ, созданных после 2022 года.

Инженерное образование преимущественно осуществляется в государственных вузах (чаще, чем в других областях), однако уровень отбора абитуриентов остается невысоким. Направление «инженерное дело» занимает второе место после «сельского хозяйства» по доле выпускников в невостребованных вузах со средним баллом приема до 59 включительно по одному экзамену (10,4%) и второе место после «образования и педагогических наук» по доле выпускников вузов с селективностью ниже среднего (50%). В то же время всего 5,4% выпускников инженерных направлений окончили высоко селективные вузы с средним баллом приема на бюджет и коммерческие места выше 80 по одному экзамену.

Спрос на выпускников инженерных программ остается высоким: уровень их занятости в первый год после окончания составил 82,8% при среднем по всем направлениям 78,4%. В среднем они получают 94,9 тыс. руб. в первый год, что на 31% превышает средний показатель для других выпускников. Внутри группы специальностей зарплаты существенно различаются — от 140–150 тыс. руб. для направлений, связанных с аэронавигацией и информационной безопасностью, до 53 тыс. руб. для специалистов в технологиях легкой промышленности.

В стране наблюдается значительная неоднородность в подготовке абитуриентов инженерных направлений. Эта проблема начинается еще до поступления в вуз, в том числе из-за того, что школы все чаще не рекомендуют сдавать профильную математику, чтобы избежать риска снижения рейтингов при средних баллах. Кроме того, в школах ощущается нехватка квалифицированных преподавателей. В крупных технологических компаниях отмечают, что практически всем выпускникам инженерных программ недостает практического опыта на производствах и понимания специфики современной работы. Компании стараются вовлекать студентов в рабочий процесс заранее, но не в силах охватить всех.

— Редакция mktdt.ru

Источник фактов: https://www.kommersant.ru/

← Назад к новостям
Произошла ошибка. Перезагрузить 🗙