15.12.2025 06:00

На совещании под руководством вице-премьера Дмитрия Григоренко 9 декабря с участием руководителей министерств, служб Белого дома, Банка России, Федерального собрания и ассоциаций онлайн- и офлайн-торговли стороны договорились о всесторонней проработке подходов к гармонизации их интересов. Белый дом предложил участникам дискуссии о маркетплейсах оформить свое понимание проблем, замечаний и способов их разрешения в рамках работы правительства по улучшению регулирования платформенной экономики. Регулирующим органам поручено на основе поступивших идей разработать три концепции: Министерству экономического развития — по интеграции новых идей в общее экономическое регулирование, Федеральной антимонопольной службе — по уточнению антимонопольного надзора, а Министерству цифрового развития — по автоматизации контроля за деятельностью платформ.
На совещании у Дмитрия Григоренко 9 декабря прозвучало предложение о формализации и упорядочивании усилий по регулированию платформенной экономики в России с вовлечением всех заинтересованных сторон. Уровень мероприятия подчеркивается присутствием ключевых министров, включая руководителей Министерства экономического развития, Министерства цифрового развития и первого заместителя главы Министерства промышленности и торговли, представителей Банка России, Совета Федерации и Государственной Думы, глав и заместителей федеральных служб от Федеральной антимонопольной службы до Роспотребнадзора, Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы, а также членов объединений онлайн- и офлайн-торговли и отраслевых специалистов.
Совещание вписывается в плановую деятельность Белого дома по совершенствованию регулирования платформенной экономики с учетом свежих идей. Основой для отрасли послужил закон о платформенной экономике, разработанный в начале года и принятый летом 2025 года, который впервые определил ключевые понятия и порядок функционирования этой сферы российской экономики; в частности, в нем распределены обязанности и ответственность маркетплейсов и продавцов перед потребителями за товары и услуги, установлены правила взаимодействия продавцов и платформ. Как отмечают в аппарате вице-премьера, платформенная экономика быстро развивается и затрагивает значительную часть населения России, правительство уделяет этому рынку пристальное внимание, и работа по уточнению регулирования продолжается. На этапе подготовки к внесению в правительство находятся критерии классификации посреднических цифровых платформ, в продвинутой стадии — процедуры предоставления данных о партнерах и верификации описаний товаров. В приоритете также два нормативных акта, касающихся интеграции платформ с государственными информационными системами и реестрами для проверки продавцов и информации о товарах, чтобы исключить размещение продукции без необходимой сертификации, государственной регистрации и маркировки. Проведенное совещание рассматривается как старт второго этапа этой деятельности.
В рамки дискуссии, вероятно, вписывается и конфликт, возникший в конце осени, связанный с замечаниями банков и традиционного ритейла к маркетплейсам относительно их ценовой стратегии, создания собственных экосистем и роста рыночной доли. Одной из целей Дмитрия Григоренко при объединении всех сторон и регуляторов на одной площадке была попытка направить разрешение вопросов в конструктивное русло, минимизируя использование публичных медиа. Банки, инициировавшие публичную сторону дискуссии, на встрече были представлены косвенно — через первого заместителя председателя Банка России Владимира Чистюхина, курирующего этот сектор.
По результатам совещания всем участникам, вовлеченным в регулирование торговли и платформенной экономики, а также представителям торговых объединений предложено до 30 января направить в Министерство экономического развития описание своих позиций и предложений, в том числе по регулированию предоставления скидок на товары партнеров-продавцов посреднических цифровых платформ за счет операторов таких платформ и по реализации контроля за соблюдением требований в сфере платформенной экономики в цифровом формате. Руководителю министерства Максиму Решетникову поручат обеспечить систематизацию этих материалов и подготовить для правительства проект концепции по дальнейшему развитию регулирования платформенной экономики.
Протокол систематизации обсуждался на встрече и в целом соответствует стандартному подходу аппарата правительства к решению задач в технологической сфере: от участников ожидается описание и обоснование текущих проблем, оценка их отрицательных последствий и рисков, а также характеристика предлагаемых мер и ожидаемого результата, включая quantifiable экономический эффект. На консолидацию материалов у Министерства экономического развития отведено десять дней: итоги должны быть поданы в Белый дом до 10 февраля.
Отдельным направлением станет совещание в Федеральной антимонопольной службе по разработке подходов к антимонопольному регулированию в условиях платформенной экономики, которое проведет Максим Шаскольский с участием Роспотребнадзора, Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли и других регуляторов, а также Ассоциации компаний интернет-торговли и Ассоциации компаний розничной торговли. К концу января 2026 года ожидается проект концепции антимонопольного регулирования этой отрасли, включающий описания и оценки проблем, а также образ результата с расчетом экономических эффектов.
Еще одним параллельным направлением станет работа Министерства цифрового развития с участием Министерства экономического развития и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по обеспечению возможности автоматизированной проверки операторами посреднических цифровых платформ информации в карточках товаров — также до 30 января. Необходимо установить для платформ алгоритм проверки и контролировать его соблюдение вместо выявления разрозненных нарушений, как подчеркивают в секретариате Дмитрия Григоренко.
Вице-премьер и возглавляемый им аппарат Белого дома обладают значительным опытом в достижении компромиссов между конфликтующими интересами, например, бизнеса и надзорных органов в процессе реформы контроля и надзора, и текущий механизм является применением этого опыта к новой области.
Источник фактов: https://www.kommersant.ru/
← Назад к новостям