18.12.2025 15:12

Еврокомиссия предлагает расширить сферу действия механизма трансграничного углеродного регулирования. С 1 января 2028 года под действие налога на продукцию с высоким уровнем выбросов парниковых газов при производстве могут попасть 180 видов импортных товаров ЕС, содержащих значительное количество стали и алюминия. Такие меры направлены на устранение способов обхода существующих ограничений и интегрируются в общую стратегию по усилению экологических норм в европейском союзе. Специалисты отмечают, что в связи с сокращением экспорта из России в ЕС данное предложение создает умеренные риски для отечественных предприятий. Кроме того, у участников рынка имеется период для подготовки, поскольку инициатива Еврокомиссии требует утверждения Европарламентом и Советом ЕС, что займет более года.
Согласно заявлению Еврокомиссии, с 1 января 2028 года область применения CBAM (механизма трансграничной корректировки углерода) будет увеличена. Регулирование может охватить товары, в которых 94% приходится на высокое содержание стали и алюминия (в среднем 79%), включая тяжелую технику и специализированное оборудование. Кроме того, усиливаются требования к отчетности для компаний, подпадающих под действие механизма; регулятор получит возможность запрашивать дополнительные подтверждения экологической чистоты импортируемой продукции.
После двухлетнего переходного периода CBAM вступит в полную силу в ЕС с 1 января 2026 года.
Еврокомиссия предлагает внедрить взаимное признание документов от надежных аккредитующих органов других стран, установить эквивалентность углеродного налога и предусмотреть ценовые корректировки. Для поддержки производителей ЕС планируется временный финансовый фонд. Это обусловлено возможной утратой конкурентных преимуществ на рынках третьих стран, где европейские товары рискуют уступить более доступным и ресурсоемким аналогам, как отметили в Еврокомиссии. Фонд будет компенсировать часть затрат на квоты ETS для отдельных категорий продукции при условии доказательства мер по снижению углеродоемкости. Таким образом, ЕС подтверждает приверженность выбранному направлению, несмотря на замечания по поводу CBAM от ряда государств, включая Россию. Однако в условиях санкций, контроля и пошлин экспорт из России в ЕС продолжает уменьшаться (в первом полугодии 2025 года — на 10,5%, до €16,1 млрд). В связи с этим тема углеродного налога в ЕС для российских промышленников может утратить прежнюю актуальность.
На поставки из России влияние расширения CBAM окажется минимальным, поскольку отечественные компании ориентированы на низкопереработанные товары, такие как чугун и литые заготовки, подчеркивает директор группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Евгений Тананайко. При этом многие лицензии на экспорт в ЕС истекают в 2026 и 2028 годах, что приведет к дальнейшему снижению объемов поставок.
Тем не менее, важно отслеживать аналогичные механизмы в других странах для минимизации рисков, добавляет он. Руководитель проектов Strategy Partners Анна Васильева указывает, что предложение Еврокомиссии подлежит согласованию с Европарламентом и Советом ЕС по стандартной процедуре. По ее оценке, процесс может занять один-два года, а финальное решение способно отличаться от начального варианта. Следовательно, у бизнеса и властей есть время для анализа и корректировки подходов, хотя тенденция к ужесточению экологического регулирования очевидна.
| CHMF | Расширение углеродного налога может ограничить экспорт стали в ЕС |
Источник фактов: https://www.kommersant.ru/
← Назад к новостям