23.11.2025 17:03

Власти учли бюджетные обязательства в рамках концессий и проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), отказавшись от использования типовых форм соглашений для получения субсидий на проекты. В окончательной версии закона осталось требование заключать такие соглашения через систему «Электронный бюджет». Специалисты и участники рынка оценивают этот подход как сбалансированный, однако ключевую роль сыграет порядок учета сведений о финансовых обязательствах, который предстоит определить правительству.
Согласно закону, принятому 20 ноября в третьем чтении с изменениями в Бюджетный кодекс, правительство поддержало предложения бизнеса и исключило обязательство использовать типовые формы для соглашений о концессиях и ГЧП. В первоначальной редакции, рассмотренной в первом чтении, для получения субсидий требовалось оформлять соглашения в государственной информационной системе (ГИС) «Электронный бюджет» по стандартным шаблонам. Теперь документы заключаются в соответствии с законодательством и через указанную систему, без упоминания типовых форм.
Правительство определит перечень сведений о финансовых обязательствах сторон, подлежащих внесению в ГИС. Министерство финансов давно занимается мониторингом обязательств публичных партнеров в подобных соглашениях — в частности, утверждено постановление для контроля общего объема таких обязательств на уровне регионов и муниципалитетов.
Этот шаг стал ответом на обеспокоенность бизнеса: объединения предпринимателей отмечали, что типовые формы могли бы затруднить реализацию проектов.
В Министерстве экономического развития отметили решительный отказ от типовых форм с учетом мнений рынка и финансовых организаций, назвав это обоснованным шагом. Обсуждения показали, что стандартные шаблоны не способны охватить все особенности проектов, а условные бюджетные обязательства часто рассчитываются по формулам, а не фиксированным суммам. В итоге типовые формы сочтены фактором, способным замедлить запуск инициатив. Переход к электронному оформлению повысит прозрачность процессов.
Для соглашений, служащих основой для субсидий, предусмотрена проверка обязательств публичного партнера перед подписанием.
По оценке гендиректора Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов, новый механизм облегчит оценку устойчивости бюджетной системы, сохраняя свободу договоренностей и возможности внебюджетного финансирования. Важно, чтобы при подготовке подзаконных актов не вводился чрезмерный контроль за условными обязательствами. Директор отдела юридических услуг компании Б1 считает, что типовые формы вернули бы практику на годы назад: проекты в основном уникальны, и только учет их специфики обеспечивает баланс интересов.
Некоторые эксперты выражают озабоченность: формулировка о заключении на условиях законодательства может привести к разным интерпретациям регулятором и участниками, что рискует отказом в финансировании и срывом проекта. Директор юридической практики компании «ТеДо» предполагает, что заполнение полей в «Электронном бюджете» фактически навяжет использование шаблонов, поскольку система может не позволить альтернативных формулировок.
Источник фактов: https://www.kommersant.ru/
← Назад к новостям