USD/RUB 76.43
EUR/RUB 89.03

Адиля Вяселева из ФАС: противостояние банков и маркетплейсов – проявление здоровой рыночной конкуренции за потребителя

25.11.2025 22:28

Замглавы ФАС о конфликте банков и маркетплейсов как элементе конкуренции

Замглавы ФАС о конфликте банков и маркетплейсов как элементе конкуренции © mktdt.ru

Внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС) привлекло недовольство банков ценовой политикой маркетплейсов. В службе расценивают это противостояние как проявление здоровой рыночной конкуренции, и замглавы ФАС Адиля Вяселева отметила, что служба будет следить за тем, чтобы ситуация оставалась в рамках норм. ФАС планирует предотвращать нарушения антимонопольного законодательства со стороны электронной торговли, банков и других участников, используя имеющийся инструментарий. Для поиска баланса в условиях быстрого роста роли маркетплейсов в экономике служба предлагает проводить комплексный анализ интересов всех сторон, включая потребителей.

24 ноября глава Центрального банка Эльвира Набиуллина обратилась к министру экономического развития Максиму Решетникову с предложением запретить маркетплейсам устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты и подключить ФАС к контролю. При этом федеральный закон «О платформенной экономике» уже позволяет правительству устанавливать требования к ценообразованию на платформах.

Банковский сектор, маркетплейсы и торговые сети находятся под государственным контролем, и общая задача заключается в создании сбалансированной конкурентной регуляторной среды. ФАС получила письмо от Банка России и проводит его детальный анализ. Для службы ключевым остается вопрос добросовестной конкуренции, чтобы ни одна из сторон – банки, маркетплейсы или торговые сети – не оказалась в дискриминационном положении, а потребители получали выгоду от честной борьбы.

Развитие цифровых платформ и усиление конкуренции на цифровых рынках побудили ФАС адаптировать антимонопольное законодательство. В результате был принят «пятый антимонопольный пакет», который ввел определения цифровой платформы и сетевых эффектов, а также критерии отнесения таких платформ к субъектам антимонопольного регулирования.

В апреле 2024 года маркетплейсам выдали первые предупреждения, касающиеся оснований для блокировки личных кабинетов, отказов в заключении договоров с продавцами, расторжения договоров, фиксации тарифов после приемки товаров на складе, логистики и отмены штрафов за взлом кабинетов продавцов. В текущем году ФАС отреагировала на случаи навязывания продавцам участия в автоакциях, когда товары включались в скидочные мероприятия без согласия продавца и за его счет. По таким практикам служба выдала предупреждения Wildberries и Ozon, после чего платформы ввели механизмы отказа от автоакций для продавцов.

Действия маркетплейсов по продвижению собственных финтех-сервисов уже привлекли внимание ФАС. В июне одной из крупнейших платформ выдано предостережение о недопустимости требования от продавцов открывать счета в банке из группы платформы. Платформа отказалась от таких действий через два дня. Кроме того, антимонопольный орган применяет инструменты «мягкого права», анализируя практики на экспертном совете. По итогам Ozon и Wildberries устранили недобросовестные практики, вызвавшие наибольшее число жалоб.

ФАС понимает стремление бизнеса к развитию в различных направлениях, включая банковский сектор. Однако с учетом масштаба электронной торговли для любых банков, желающих продвигать свои карты и платежные инструменты, должен быть обеспечен равный доступ на аналогичных условиях.

ФАС проводит разграничение между дифференциацией цены товара в зависимости от способа оплаты на маркетплейсе и программами лояльности, такими как кешбэк или экосистемные скидки. Последние не запрещены законодательством, но служба будет мониторить, чтобы они не превращались в инструменты дискриминации для участников вне экосистемы и не создавали барьеров. Важно, чтобы цены оставались объективными и не вводили потребителей в заблуждение.

Ozon отреагировал на предложение ЦБ, сообщив о переговорах с 17 банками по подключению к программе лояльности. Такое расширение доступа к программам лояльности маркетплейсов – позитивный шаг для развития конкуренции, расширения выбора для потребителей и снижения рисков дискриминации финансовых организаций, что соответствует принципам добросовестной конкуренции.

Предлагаемые ограничения в целом направлены на контроль за маркетплейсами. ФАС сейчас изучает информацию о повышении комиссий для продавцов на предмет соответствия антимонопольному законодательству и примет меры при выявлении нарушений. Служба считает, что скидки должны формироваться за счет эффективного управления, а не за счет продавцов, чьи комиссии могут достигать 60%. Часто скидки, предоставляемые якобы за счет платформы, сопоставимы с комиссиями, что выглядит как скрытое субсидирование.

Маркетплейсы продолжат конкурировать с традиционными каналами продаж, и в итоге конкуренция определит наиболее эффективные способы реализации товаров, предлагающие потребителям качественную продукцию по доступным ценам.

— Редакция mktdt.ru

Источник фактов: https://www.kommersant.ru/

← Назад к новостям
Произошла ошибка. Перезагрузить 🗙