USD/RUB 77.57
EUR/RUB 90.22

Российский экспорт нефти растет, но накопление на танкерах давит на рыночные цены и доходы

09.12.2025 15:24

Задержки танкеров с российской нефтью снижают цены при росте экспорта

Задержки танкеров с российской нефтью снижают цены при росте экспорта © mktdt.ru

Россия загружает нефть на танкеры беспрецедентными темпами, однако эти грузы накапливаются в море, что оказывает давление на цены и усложняет получение доходов от экспорта.

Несмотря на сильный рост экспорта сырой нефти во вторую неделю подряд, разгрузка грузов представляет собой значительную проблему. Это, в сочетании с удлинением маршрутов из-за перенаправления судов в Китай вместо Индии, привело к 28-процентному увеличению запасов российской нефти на море с конца августа. Высокий уровень накопления нефти России на воде, достигший максимума за 2,5 года, является одним из факторов, подавляющих цены и ограничивающих доходы, необходимые для пополнения бюджетных резервов.

Почти 180 миллионов баррелей российской сырой нефти находится на танкерах, что на 28% больше, чем в конце августа.

Накопление происходит на фоне продолжающегося роста морских поставок. Москва отгрузила 3,68 миллиона баррелей в день за четыре недели до 7 декабря, согласно данным отслеживания судов. Это на примерно 220 тысяч баррелей больше, чем за период до 30 ноября, и следует за аналогичным ростом на предыдущей неделе. Увеличение было обусловлено наивысшими недельными отгрузками за последние годы.

Однако всплеск поставок в значительной степени компенсировался десятым подряд снижением цен на сырую нефть, в результате чего средняя стоимость морских экспортов Москвы за четыре недели выросла всего на 1%. По этой мере, нефть марки Urals, отгружаемая из Черного моря, и сорт ESPO из Тихого океана торговались по самым низким ценам с начала геополитических напряжений, согласно данным Argus Media. Дисконт Urals к Dated из Северного моря расширился до 25,80 доллара за баррель, что более чем вдвое превышает уровень непосредственно перед последними санкциями США.

Кроме того, основной покупатель морской нефти России может временно сократить закупки. Импорт российской нефти Индией ожидается на уровне близком к минимуму за четыре года в начале следующего года в связи с давлением со стороны США. Продолжительность такого снижения будет зависеть от разработки альтернативных схем и прогресса в торговых переговорах между США и Индией, поскольку Нью-Дели стремится сбалансировать отношения с обеими странами.

В то же время сохраняются вызовы в инфраструктуре, связанные с поставками нефти и газа, а также отсутствие прогресса в международных инициативах по урегулированию.

Всего 38 танкеров загрузили 29,65 миллиона баррелей российской сырой нефти за неделю до 7 декабря, показывают данные отслеживания судов и отчеты портовых агентов. Объем вырос по сравнению с 27,61 миллиона баррелей на 35 судах на предыдущей неделе.

В среднем суточные отгрузки за неделю до 7 декабря подскочили до 4,24 миллиона баррелей в день, что на около 290 тысяч баррелей в день больше, чем на предыдущей неделе, и стало максимумом за последние годы. Отдельно, один груз нефти марки Kebco из Казахстана был отгружен из каждого из портов Усть-Луга и Новороссийск в течение недели.

Рост поставок был вызван всплеском отгрузок из Новороссийска, несмотря на инциденты в Черном море, и увеличением потоков с проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 в Тихом океане, вероятно, из-за планирования грузов, а не роста добычи.

По среднему за четыре недели, валовая стоимость экспорта Москвы почти не изменилась и составила 1,14 миллиарда долларов в неделю за 28 дней до 7 декабря, поскольку более высокие объемы экспорта в основном компенсировались десятым подряд снижением средних цен.

По этой мере, цены на экспорт Urals из Балтики упали примерно на 2,40 доллара за баррель до 41,16 доллара, в то время как цены на грузы из Черного моря снизились на 2,80 доллара за баррель до 38,28 доллара. Цена на нефть ESPO из Тихого океана уменьшилась на 1,60 доллара до среднего 52,36 доллара за баррель. Доставленные цены в Индии также упали на 1 доллар до 57,70 доллара за баррель, что стало новым минимумом с марта 2023 года. Все цены по данным Argus Media.

На недельной основе стоимость экспорта в среднем составила около 1,27 миллиарда долларов за 7 дней до 7 декабря, что на 6% выше, чем за период до 30 ноября, поскольку скачок экспорта частично компенсировался небольшим снижением цен.

Наблюдаемые поставки российским азиатским клиентам, включая те, у которых нет конечного пункта назначения, выросли до 3,46 миллиона баррелей в день за 28 дней до 7 декабря, по сравнению с 3,27 миллиона в период до 30 ноября. Это максимум с мая 2023 года.

Хотя объемы российской нефти, направляемой в Китай и Индию, кажутся резко падающими, это в основном компенсируется ростом грузов на судах без указанного конечного пункта, что позволяет в значительной степени обратить эту тенденцию. Танкеры все чаще не указывают конечный пункт до тех пор, пока не пересекут Аравийское море, а некоторые никогда не показывают его даже после прибытия для разгрузки.

Суда также проводят больше времени в море, с несколькими танкерами, меняющими первоначальные пункты назначения на западном побережье Индии или в Турции. Они также задерживаются в ожидании разгрузки в китайских портах.

Сейчас на танкерах без конечного пункта назначения больше нефти, чем суммарно на судах, направляющихся в Китай, Индию или Турцию.

Потоки на танкерах, указывающих китайские порты, составили 740 тысяч баррелей в день за четыре недели до 7 декабря, по сравнению с 960 тысячами за период до 30 ноября. Объем, предназначенный для Индии, снизился до 880 тысяч баррелей в день с пересмотренных 1,04 миллиона в период до 30 ноября. Но эквивалент 1,84 миллиона баррелей в день приходится на суда без конечного пункта.

Из этого около 1,76 миллиона баррелей в день приходится на суда из западных портов России, указывающие Порт-Саид или Суэцкий канал, или из тихоокеанских портов без четкого пункта доставки, плюс дополнительные 80 тысяч баррелей в день на танкеры без сигнала о пункте назначения.

В прошлом такие грузы почти всегда заканчивались в Индии или Китае, но более строгие санкции США могут удерживать эту нефть на воде, пока не будут найдены альтернативные пути российскими продавцами.

Потоки в Турцию за четыре недели до 7 декабря слегка выросли до около 200 тысяч баррелей в день. Поставки в Сирию остались на нуле. Танкеры с российской нефтью в восточном Средиземноморье редко сигнализируют о пункте назначения и обычно исчезают из систем автоматического отслеживания южнее Крита, что затрудняет оценку потоков заранее. Последнее российское судно, разгрузившееся там, ушло из Мурманска в конце сентября и прибыло в начале ноября.

Эта информация является частью еженедельного обзора отгрузок сырой нефти из российских экспортных терминалов и их валовой стоимости. Следующее обновление ожидается 16 декабря.

Все цифры исключают грузы, идентифицированные как сорт KEBCO из Казахстана. Это поставки, осуществляемые KazTransoil JSC, проходящие через Россию для экспорта через Новороссийск и Усть-Лугу и не подпадающие под санкции ЕС или ценовой потолок. Казахстанские баррели смешиваются с российской нефтью для создания единого экспортного потока. С начала геополитических событий Казахстан переименовал свои грузы, чтобы отличить их от поставок российских компаний.

— Редакция mktdt.ru

ИИ сводка влияния на рынок

⚠️ ИИ сводка не является инвестиционной рекомендацией. Любые инвестиции связаны с рисками.
📊 При формировании сводки используется контекст всего новостного потока, поэтому прогноз повышения или понижения курса может не совпадать с субъективным мнением читателя.

Источник фактов: https://www.bloomberg.com/

← Назад к новостям
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Произошла ошибка. Перезагрузить 🗙