17.12.2025 08:28

В обстоятельствах отказа Казахстана и Киргизии от усиления контроля над стоимостью импорта на общей таможенной границе Евразийского экономического союза (ЕАЭС) разобрались эксперты. Эти страны не согласились с распространением пилотного проекта, одобренного ранее Коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), на области риска при декларировании одежды и обуви по конкретным торговым маркам. Вместо этого они предложили сначала обсудить инициативу на уровне Суда союза. Такое положение дел может быть связано с интересами, которые получают участники от оформления товаров таможенными службами, учитывая, что значительная часть импорта в итоге поступает на рынки других членов ЕАЭС, включая Россию.
Выяснилось, что предложения таможенного направления ЕЭК по товарам с высокой налоговой нагрузкой не были одобрены межправительственным советом ЕАЭС 11 декабря. Киргизия и Казахстан отвергли идею Белоруссии о расширении пилота по проверке одежды и обуви: помимо усредненной стоимости и количества, предлагалось учитывать характеристики, торговые марки, производителей и страну происхождения, включая конкретные бренды. По информации источников, эту тему ЕЭК разрабатывала по заданию межправительственного совета и в итоге поддержала расширение действующего пилота. Необходимость определения рисков подтвердила правовая служба ЕЭК еще в июле.
Теперь данный вопрос вынесут на Высший евразийский экономический совет с участием глав государств ЕАЭС.
Позиция Киргизии и Казахстана по расширению мер по прозрачности товарных потоков может быть обусловлена преимуществами от таможенного оформления и выпуска грузов на общий рынок союза. При этом более 90% такого импорта направляется на рынки других участников ЕАЭС, прежде всего России.
Меры по борьбе с занижением таможенных платежей ведутся на уровне ЕАЭС с 2024 года и приносят пользу всем членам союза. По результатам унификации индикаторов риска занижения стоимости, охватившей свыше 1,5 тыс. товаров, дополнительные поступления в бюджеты составили 75 млн долларов по ввозным пошлинам и более 600 млн долларов по НДС, как отметил премьер-министр Белоруссии Александр Турчин 12 декабря. Однако локальные интересы отдельных стран, вероятно, замедлят процесс: интеграционные механизмы в союзе обычно требуют значительного времени, как и согласование информационного обмена в торговой сфере.
Для России проблема особенно актуальна на национальном уровне. Совместные действия Федеральной таможенной службы (ФТС), Федеральной налоговой службы (ФНС), Минпромторга и Росаккредитации по усилению контроля грузов из Казахстана и Киргизии осенью привели к очередям на границе с Казахстаном и перенаправлению тысяч грузовиков на склады для детальной проверки, корректировки документов и доначислений (31 октября).
Контроль платежей организован так, что при реализации товаров в российской рознице ФНС получает данные о ценах и через систему АСК-2 отслеживает цепочку до импортера. От точности указанной таможенной стоимости зависит, будет ли НДС доначислен поставщикам или ФТС потребует доплаты пошлины от импортера.
Кроме того, Россия вводит дополнительные меры по проверке сертификатов соответствия ввозимой продукции. С конца осени заработал механизм отзыва сертификатов и деклараций, выданных в ЕАЭС, если их действие не подтверждено другими странами (20 ноября). Это связано с перерегистрацией лабораторий в Киргизии, где аккредитация проще; такие практики, вероятно, также будут ограничены.
| USD/RUB | Усиление контроля импорта может ослабить рубль из-за потенциальных задержек в поставках; MOEX |
Источник фактов: https://www.kommersant.ru/
← Назад к новостям