USD/RUB 79.19
EUR/RUB 93.24

Падение объемов нефтяных поставок и цен: последствия для российского экспорта нефти в декабре

16.12.2025 16:09

Снижение поставок и цен на нефть ударило по экспорту России

Снижение поставок и цен на нефть ударило по экспорту России © mktdt.ru

Доходы от экспорта нефти России сократились из-за одновременного снижения объемов поставок и продолжающегося падения цен, что привело к минимальной стоимости нефтяных поставок с января 2023 года.

Средний объем поставок нефти за четыре недели, заканчивающиеся 14 декабря, уменьшился, в основном из-за наибольшего недельного спада поставок с момента полномасштабных событий февраля 2022 года. Разгрузка грузовок сталкивается с дополнительными трудностями: объем нефти в танкерах на море вырос на 40% с конца августа, и как минимум 20 грузов, загруженных в западных портах страны в сентябре и октябре, остаются неразгруженными.

Несколько танкеров исчезли из систем отслеживания в архипелаге Риау, к северо-востоку от Сингапура, популярном месте для перевалки нефти между судами. Данные отслеживания указывают на то, что с ноября там произошло как минимум шесть перевалок российских грузов нефти, и еще шесть полностью загруженных танкеров пропали в этом районе в текущем месяце.

Снижение доходов Москвы происходит на фоне дипломатических усилий США по продвижению мирного соглашения с участием Украины и европейских партнеров, в то время как Киев проводит операции против нефтяных объектов России, включая платформы в Каспийском море и танкеры, перевозящие нефть страны.

Более 170 миллионов баррелей российской нефти находится в танкерах, что на 40% больше, чем в конце августа.

В четыре недели до 14 декабря Россия поставила 3,61 миллиона баррелей нефти в день, согласно данным отслеживания судов. Это на 70 000 баррелей меньше, чем в период до 7 декабря, в основном за счет недельного снижения на 1,24 миллиона баррелей в день.

Двенадцатое подряд снижение цен на нефть усугубило ситуацию. Цена Urals упала примерно на 20 долларов за баррель, или более чем на треть, с пика середины июля, достигнув минимума с начала событий. Нефть ESPO для загрузки в Тихом океане потеряла около 22% стоимости за тот же период. Однако даже здесь спрос снижается, что позволило одному китайскому покупателю приобрести груз с наибольшей скидкой в этом году, по словам трейдеров.

За неделю до 14 декабря 27 танкеров загрузили 20,98 миллиона баррелей российской нефти, согласно данным отслеживания и отчетам портовых агентов. Этот объем значительно ниже 29,65 миллиона баррелей на 38 судах за предыдущую неделю.

В среднем за день поставки за неделю до 14 декабря составили 3 миллиона баррелей в день, что на 1,24 миллиона баррелей меньше, чем на предыдущей неделе — наибольшее недельное снижение с февраля 2022 года. Кроме того, за неделю из Новороссийска была отправлена одна партия казахстанской нефти марки Kebco.

Спад поставок был вызван резким снижением отгрузок из балтийского порта Приморск.

На основе четырехнедельного среднего валовая стоимость экспорта Москвы составила 1,09 миллиарда долларов в неделю за 28 дней до 14 декабря; влияние меньших объемов усилилось двенадцатым подряд снижением средних цен.

По этой мере цена Urals из Балтики упала примерно на 1,10 доллара за баррель до 40,07 доллара, цены на грузы в Черном море снизились на 0,90 доллара до 37,41 доллара за баррель. Цена тихоокеанской нефти ESPO упала на 1,40 доллара до среднего значения 50,97 доллара за баррель. Цены на поставки в Индию также снизились на 0,70 доллара до 56,99 доллара за баррель, что является новым минимумом с марта 2023 года. Все цены по данным Argus Media.

На недельной основе стоимость экспорта в среднем составила около 883 миллионов долларов за 7 дней до 14 декабря, что на 30% ниже, чем в период до 7 декабря, с снижением как объемов, так и цен. Недельная стоимость экспорта — самая низкая за три года.

Наблюдаемые поставки российским азиатским клиентам, включая те, где конечный пункт не указан, снизились до 3,36 миллиона баррелей в день за 28 дней до 14 декабря с пересмотренных 3,41 миллиона в период до 7 декабря.

Хотя объемы нефти, направляемой в Китай и Индию, кажутся снижающимися, это в значительной степени компенсируется ростом грузов на судах без указания конечного пункта, что может изменить картину. Танкеры все чаще не показывают пункт назначения до пересечения Аравийского моря, а некоторые не указывают его даже после прибытия для разгрузки.

Суда проводят больше времени в море, с несколькими танкерами, отклоняющимися от первоначальных маршрутов на западное побережье Индии или в Турцию. Они также задерживаются в ожидании разгрузки в китайских портах.

Теперь на танкерах без указания конечного пункта находится больше нефти, чем суммарно на судах, направляющихся в Китай, Индию или Турцию.

Поставки на танкерах, сигнализирующих китайские порты, составили 840 000 баррелей в день за четыре недели до 14 декабря, вниз с 920 000 за период до 7 декабря. Объем для Индии упал до 800 000 баррелей в день с пересмотренных 980 000 за период до 7 декабря. Однако на судах без конечного пункта эквивалентно 1,72 миллиона баррелей в день.

Из этого около 1,62 миллиона баррелей в день приходится на суда из западных портов России с пунктом назначения Порт-Саид или Суэцкий канал, или из тихоокеанских портов без четкого пункта доставки, плюс дополнительные 100 000 баррелей в день на танкерах без сигнала назначения.

В прошлом такие грузы в основном направлялись в Индию или Китай, но ужесточение санкций США может оставить эту нефть в море, пока российские поставщики не найдут обходные пути.

Поставки в Турцию за четыре недели до 14 декабря слегка снизились до около 230 000 баррелей в день с пересмотренных 260 000 за период до 7 декабря. Поставки в Сирию остались на нуле. Танкеры с российской нефтью в восточное Средиземноморье редко сигнализируют пункт назначения и обычно исчезают из систем отслеживания южнее Крита, что затрудняет оценку потоков до прибытия к порту Банияс, где их можно зафиксировать на спутниковых снимках. Последний российский корабль, разгрузившийся там, ушел из Мурманска в конце сентября и прибыл в начале ноября.

Эта информация является частью еженедельного обзора поставок нефти из российских экспортных терминалов и их валовой стоимости. Следующее обновление ожидается во вторник, 23 декабря.

Все цифры не включают грузы казахстанской марки KEBCO. Это поставки, осуществляемые KazTransoil JSC через Россию для экспорта через Новороссийск и Усть-Лугу, не подпадающие под санкции ЕС или ценовой потолок. Казахстанские баррели смешиваются с российской нефтью для создания единого экспортного потока. С февраля 2022 года Казахстан переименовал свои грузы, чтобы отличить их от российских.

— Редакция mktdt.ru

ИИ сводка влияния на рынок

⚠️ ИИ сводка не является инвестиционной рекомендацией. Любые инвестиции связаны с рисками.
📊 При формировании сводки используется контекст всего новостного потока, поэтому прогноз повышения или понижения курса может не совпадать с субъективным мнением читателя.

Источник фактов: https://www.bloomberg.com/

← Назад к новостям
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Загрузка графика...
Произошла ошибка. Перезагрузить 🗙