18.12.2025 01:33

Доля сотрудников, участвующих в дополнительном профессиональном образовании (ДПО) в России, демонстрирует положительную динамику в последние годы, однако этот показатель все еще уступает аналогичным значениям в других государствах, как указано в отчете Министерства науки и высшего образования. В сферах образования и здравоохранения регулярное повышение квалификации предусмотрено нормативными актами, поэтому на бюджетный сектор приходится основная часть обучающихся. Кроме того, ДПО активно развивается в государственном управлении, научной деятельности, финансовом секторе, а также в области информации и коммуникаций — там, где такие инициативы интегрированы в стратегии управления персоналом и способствуют поддержке технологических инноваций. В промышленных отраслях подготовка сотрудников часто сводится к курсам по технике безопасности, что не всегда существенно усиливает их профессиональные компетенции.
Отчет Министерства науки и высшего образования подготовлен на основе результатов федерального статистического наблюдения №1-ПК. Согласно документу, в 2024 году количество реализованных программ ДПО в стране увеличилось на 38,7 тыс. и достигло 345 тыс. (рост на 11,5% по сравнению с 2023 годом). Количество участников выросло с 8,38 млн до 8,44 млн человек. Тем не менее, уровень вовлеченности российского рынка труда в эти программы остается modestным — 11–13% от общего числа занятых. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) даже минимальный показатель выше российского (Хорватия — 19%). В лидирующих государствах, таких как Финляндия, США и Дания, он достигает 61%, 60% и 58% соответственно.
ДПО особенно востребовано среди работников в период наибольшей экономической активности. Для возраста 25–29 лет доля участников не превышает 9%, в то время как в группе 40–49 лет этот индикатор поднимается до 28%. Для категории 50–59 лет он снижается до 17%, хотя обновление навыков в этом возрасте могло бы укрепить позиции на рынке труда.
В образовании и здравоохранении обязательное повышение квалификации регулируется нормами права. Аналогичная практика распространена в государственном управлении, науке, финансах и сфере информации и связи, где программы ДПО являются частью кадровых политик и обеспечивают технологические нужды. В производственных секторах подготовка преимущественно ограничивается краткосрочными курсами по охране труда, не всегда повышающими квалификацию. В торговле, гостиничном бизнесе и общественном питании формализованное обучение минимально: развитие навыков чаще происходит непосредственно на рабочем месте и не фиксируется в официальной статистике. В итоге охват ДПО существенно различается по отраслям — от 2,4 млн человек в образовании до 94 тыс. в сельском хозяйстве.
Данные Росстата и международные сравнения от Eurostat показывают, что российские предприятия выделяют на подготовку кадров значительно меньше средств, чем зарубежные аналоги: в странах ЕС средняя доля таких расходов от фонда оплаты труда составляет около 1,7%, в России — 0,2%. Это связано с тем, что большая часть затрат в бюджетной сфере покрывается из государственных источников, поскольку большинство участников ДПО работают в этой области.
В качестве альтернативы организованным программам набирает популярность система наставничества, которая уже применяется на 60% российских предприятий, а в трети организаций существуют внутренние документы, регулирующие эту практику и предусматривающие стимулы для наставников.
Если процессы импортозамещения в России активизируются на широком уровне, ожидается рост числа обучающихся среди задействованных в них сотрудников, поскольку такие вложения относительно невелики по сравнению с капитальными расходами. Без внешних стимулов предприятия могут не инвестировать в образовательные инициативы, хотя в предыдущие годы в некоторых отраслях расходы на корпоративные формы обучения были существенными.
Источник фактов: https://www.kommersant.ru/
← Назад к новостям