11.11.2025 17:24

Морские поставки сырой нефти из России сократились в течение третьей недели подряд, достигнув двухмесячного минимума. Снижение объемов в сочетании с падением цен сказывается на доходах от экспорта нефти.
В четыре недели по 9 ноября страна отгрузила 3,45 миллиона баррелей в день, согласно данным отслеживания судов. Это на примерно 130 тысяч баррелей меньше, чем в аналогичный период по 2 ноября.
В прошлом месяце были введены ограничения на двух крупнейших производителей нефти в России, что привело к тому, что некоторые покупатели в Азии заявили о сокращении закупок. Трудно точно определить объемы сокращений, поскольку танкеры раскрывают пункт назначения как можно позже. Около 35% грузов, загруженных за последние четыре недели, находятся на судах без указанного конечного пункта, и наблюдается накопление российской нефти на танкерах, которая не доставляется.
Большинство судов с неизвестным пунктом назначения направляются к Суэцкому каналу в Египте, что указывает на маршрут в сторону Азии. Конечные покупатели станут известны по прибытии судов — путь из Балтийского моря в Индию занимает около месяца, а в Китай — два месяца, без учета задержек.
Сокращение потоков из российских портов совпало с понижением цен, что уменьшает доходы от нефтяного экспорта. Стоимость экспорта нефти из Москвы на четырехнедельной основе достигла минимума с августа. По отдельным данным Министерства финансов, государственные доходы от нефти в октябре сократились почти на четверть по сравнению с годом ранее.
Спад в четырехнедельных потоках — результат исключения из расчета необычно высоких отгрузок начала октября — произошел несмотря на умеренное восстановление поставок за последние семь дней, которое вернуло чуть менее половины предыдущего недельного снижения. Это было достигнуто благодаря росту отгрузок из тихоокеанского порта Козьмино. Четырехнедельный средний показатель лучше отражает базовые тенденции, чем более волатильные недельные данные, которые частично восстановились после резкого спада предыдущей недели.
Значительные объемы российской нефти остаются на танкерах из-за замедления разгрузки. Этот показатель может вырасти в ближайшие недели; дата окончания приема нефти от компаний Rosneft PJSC и Lukoil PJSC — 21 ноября, после чего разгрузка грузов может усложниться.
Танкер Aframax Ailana простаивал у Мумбаи неделю в конце октября, прежде чем перегрузить груз на Fortis. Это судно сначала направилось в Кочин, но теперь следует в Китай после неудачной попытки разгрузки в южноиндийском порту, показывают данные отслеживания.
Объем российской нефти в море превысил 350 миллионов баррелей, увеличившись на 22 миллиона баррелей, или 7%, с начала сентября, по данным отслеживания танкеров.
Доступный для экспорта объем нефти растет. Производство увеличилось примерно на 450 тысяч баррелей в день с марта, поскольку восемь стран в группе OPEC+ смягчили предыдущие сокращения добычи. В то же время нефть, которую нельзя переработать из-за повреждений на НПЗ, вероятно, перенаправляется на экспортные терминалы.
Нефтеперерабатывающие заводы России продолжают подвергаться атакам, что привело к призыву резервистов в как минимум 19 регионах для охраны ключевой инфраструктуры. Зафиксированы удары по предприятиям в Волгограде, Нижнем Новгороде и Саратове в последние дни, в том числе остановка одной из установок на волгоградском заводе до конца месяца.
Всего 31 танкер загрузил 23,43 миллиона баррелей российской нефти за неделю по 9 ноября, по данным отслеживания судов и отчетов портовых агентов. Объем вырос с 21,11 миллиона баррелей на 27 судах предыдущей недели.
На дневной основе средние поставки за неделю по 9 ноября восстановились до 3,35 миллиона баррелей в день, вернув почти половину потерь предыдущей недели. Кроме того, за неделю из Усть-Луги и Новороссийска была отгружена по одной партии нефти марки Kebco из Казахстана.
Самый значительный рост отгрузок произошел в тихоокеанском порту Козьмино, где загрузилось 11 танкеров — максимум с августа.
На четырехнедельной основе валовая стоимость экспорта Москвы сократилась примерно на 80 миллионов долларов до 1,28 миллиарда долларов в неделю за 28 дней по 9 ноября, из-за снижения как объемов, так и цен.
По этой мере цены на Urals из Балтики упали примерно на 1,10 доллара за баррель до 50,33 доллара, а цены на грузы из Черного моря — на 1,40 доллара до 50,44 доллара за баррель. Цена на ESPO из Тихого океана снизилась на 1,10 доллара до среднего 58,12 доллара за баррель, оставаясь ниже потолка в 60 долларов уже третью неделю. Цены поставок в Индию также упали на 0,90 доллара до 61,27 доллара за баррель — минимума с апреля 2023 года.
На недельной основе стоимость экспорта составила около 1,22 миллиарда долларов за семь дней по 9 ноября, что на 7% выше периода по 2 ноября; более высокие недельные потоки компенсировали падение цен.
Наблюдаемые поставки российским азиатским клиентам, включая те без конечного пункта, сократились до 3,18 миллиона баррелей в день за 28 дней по 9 ноября с пересмотренных 3,27 миллиона баррелей в день по 2 ноября.
Хотя объемы в Китай и Индию, похоже, снижаются, значительные количества на судах без указания пункта назначения позволяют этому тренду измениться. Танкеры все чаще не указывают пункт назначения до выхода в Аравийское море, а некоторые не показывают его даже после швартовки для разгрузки.
Потоки на танкерах, направляющихся в китайские порты, упали до 1,03 миллиона баррелей в день за четыре недели по 9 ноября с пересмотренных 1,11 миллиона в период по 2 ноября. Объем для Индии сократился до 870 тысяч баррелей в день с пересмотренных 1,18 миллиона. Однако эквивалент почти 1,3 миллиона баррелей в день находится на судах без конечного пункта.
Из этого около 1,14 миллиона баррелей в день — на судах из западных портов России с пунктом назначения Порт-Саид или Суэцкий канал, или из тихоокеанских портов без ясной точки доставки, плюс 140 тысяч баррелей в день на танкерах без сигнала о пункте.
Ранее такие грузы в основном направлялись в Индию или Китай, но новые ограничения могут оставить нефть на воде, пока не будут найдены решения со стороны российских поставщиков.
Потоки в Турцию за четыре недели по 9 ноября сократились до около 270 тысяч баррелей в день. Поставки в Сирию остались на нуле. Танкеры с российской нефтью в восточном Средиземноморье редко указывают пункт назначения и обычно исчезают из систем отслеживания южнее Крита, что затрудняет оценку потоков до прибытия к порту Банияс. Последнее российское судно, разгрузившееся там, вышло из Мурманска в конце сентября и прибыло в начале ноября.
Эта информация является частью еженедельного обзора отгрузок сырой нефти из российских экспортных терминалов и их валовой стоимости. Следующее обновление ожидается 18 ноября.
Все цифры не включают грузы марки KEBCO из Казахстана. Это поставки KazTransoil JSC, проходящие через Россию для экспорта из Новороссийска и Усть-Луги, не подверженные ограничениям ЕС или ценовому потолку. Казахстанская нефть смешивается с российской для создания единого экспортного потока. С начала событий на Украине Казахстан переименовал свои грузы, чтобы отличить их от российских.
Источник фактов: https://www.bloomberg.com/
← Назад к новостям