25.11.2025 15:32

Морские поставки сырой нефти из России продолжают снижаться пятую неделю подряд, усиливая тенденцию, которая началась после введения санкций США в отношении двух крупнейших нефтяных компаний страны. Это также привело к дальнейшему падению цен, что усиливает давление на доходы от экспорта.
По данным отслеживания судов, в четыре недели, закончившиеся 23 ноября, Россия отгрузила 3,25 миллиона баррелей нефти в день, что на примерно 110 тысяч баррелей меньше, чем в аналогичный период до 16 ноября. С середины октября поставки сократились на 530 тысяч баррелей в день, после объявления США о санкциях в отношении ПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл».
Последнее снижение происходит на фоне интенсивных дипломатических переговоров по возможному плану США по урегулированию ситуации на Украине, который, по словам Киева и его европейских партнеров, требует доработки для использования в качестве основы для разрешения. Однако, несмотря на присутствие делегаций США и России в Абу-Даби для консультаций, ночью были зафиксированы воздушные удары со стороны Москвы и Украины, включая атаки на порты России в Черном море.
В настоящее время индийские нефтеперерабатывающие заводы реагируют на санкции, обращаясь к альтернативным поставщикам, что приводит к накоплению большего объема российской нефти в море. Торговля нефтью России все больше уходит в теневой сектор, с увеличением числа перевалок с судна на судно и сокрытием сигналов позиционирования вблизи портов.
Снижение поставок усугубило очередное падение цен на нефть страны, что привело к сокращению доходов Кремля до двух с половиной летнего минимума в размере около 1,13 миллиарда долларов в неделю.
Цена российской нефти марки Urals пострадала особенно сильно после введения санкций США. Поскольку не менее трех четвертей поставок Urals из России в последние месяцы направлялось в Индию, решение нефтепереработчиков этой южноазиатской страны искать нефть у других поставщиков сильно ударило по ценам. Это вынудило экспортеров предлагать эту марку индийским НПЗ по самой низкой цене за последние два года.
Несколько танкеров изменили первоначальные маршруты к западному побережью Индии, удлинив пути и увеличив объем нефти Москвы на воде. Этот объем вырос на 17% с конца августа и достиг 171 миллиона баррелей к 23 ноября. Этот показатель может продолжить рост в ближайшие недели, поскольку разгрузка грузов становится сложнее после истечения срока 21 ноября для прекращения сделок с двумя санкционированными компаниями.
Тем не менее, танкеры продолжают разгружать грузы: пять судов выгрузили российскую нефть в индийских портах за выходные, а еще 19 направляются туда. Неясно, какие компании поставили эти грузы, но с учетом предыдущих ограничений на сделки с ПАО «Сургутнефтегаз» и ПАО «Газпром нефть», теперь мало российских грузов не подпадают под санкции.
Всего 31 танкер загрузил 23,52 миллиона баррелей российской нефти за неделю до 23 ноября, по данным отслеживания судов и отчетов портовых агентов. Этот объем немного вырос по сравнению с 23,06 миллиона баррелей на том же количестве судов предыдущей недели.
В среднем за день поставки за неделю до 23 ноября составили 3,36 миллиона баррелей в день, что на около 60 тысяч баррелей больше, чем на предыдущей неделе. Отдельно, два груза нефти марки Kebco из Казахстана были отгружены из Новороссийска в течение недели.
В Тихоокеанском регионе поставки из порта Козьмино оставались ниже пиковых уровней, с загрузкой 9 танкеров во вторую неделю подряд, в то время как потоки с терминала проекта Сахалин-1 в Де-Кастри сократились до одного танкера с трех на предыдущей неделе. Арктические поставки из Мурманска также снизились по сравнению с предыдущей неделей. Эти снижения были компенсированы большим количеством грузов из балтийских портов Приморск и Усть-Луга.
Зимние штормы начинают влиять на операции в некоторых портах России. Порывы ветра около 40 миль в час были зафиксированы в Находке, согласно данным. Это недалеко от ключевого тихоокеанского терминала Козьмино и могло повлиять на операции там.
В среднем за четыре недели валовая стоимость экспорта Москвы сократилась примерно на 90 миллионов долларов до 1,13 миллиарда долларов в неделю за 28 дней до 23 ноября, с снижением как объемов, так и цен. Это установило новый минимум для периода с четырех недель, заканчивающихся 2 апреля 2023 года.
По этой мере, экспортные цены Urals из Балтики упали примерно на 2,30 доллара за баррель до 46,37 доллара, в то время как цены на грузы из Черного моря снизились на 3,20 доллара за баррель до 44,77 доллара. Цена тихоокеанской нефти ESPO упала на 1,50 доллара до среднего 55,80 доллара за баррель. Доставленные цены в Индии также снизились, на более скромные 0,80 доллара до 60,04 доллара за баррель, самого низкого уровня с марта 2023 года.
На еженедельной основе стоимость экспорта в среднем составила около 1,06 миллиарда долларов за 7 дней до 23 ноября, снизившись на 3% по сравнению с периодом до 16 ноября, поскольку очередное падение цен более чем компенсировало небольшое увеличение объемов.
Наблюдаемые поставки российским азиатским клиентам, включая те, что не указывают конечный пункт, сократились до 3,1 миллиона баррелей в день за 28 дней до 23 ноября с 3,14 миллиона в период до 16 ноября.
Хотя объем российской нефти, направляемой в Китай и Индию, кажется, резко падает, это в основном компенсируется ростом объемов на судах, еще не показавших конечный пункт, что позволяет значительной части этой тенденции развернуться. Танкеры все чаще не указывают конечный пункт до тех пор, пока не пересечут Аравийское море, а некоторые никогда не показывают точку прибытия, даже после швартовки для разгрузки.
Суда также проводят больше времени в море, с несколькими танкерами, отклоняющимися от первоначальных пунктов на западном побережье Индии или в Турции. Ailana перевалила свой груз на Fortis у Мумбаи, первоначального пункта. Fortis направилась в Кочи на юге Индии, прежде чем изменить пункт назначения на Китай. Missoni также отклонилась от Мумбаи в Китай, в то время как Konya первоначально указала Алиагу в Турции, прежде чем также направиться в азиатскую страну.
Теперь на танкерах, еще не показавших конечный пункт, больше нефти, чем на судах, сигнализирующих о направлении в Китай, Индию или Турцию.
Потоки на танкерах, сигнализирующих о китайских портах, сократились до 820 тысяч баррелей в день за четыре недели до 23 ноября с пересмотренных 1,12 миллиона за период до 16 ноября. Объем, предназначенный для Индии, упал до 650 тысяч баррелей в день с пересмотренных 870 тысяч за период до 9 ноября. Но эквивалент 1,63 миллиона баррелей в день находится на судах, еще не показавших конечный пункт.
Из этого около 1,4 миллиона баррелей в день приходится на суда из западных портов России, показывающие пункт назначения Порт-Саид или Суэцкий канал, или из тихоокеанских портов без четкой точки доставки, и дополнительно 230 тысяч баррелей в день на танкерах, еще не сигнализирующих пункт назначения.
В прошлом такие грузы почти всегда заканчивались в Индии или Китае, но более жесткие санкции США могут оставить эту нефть на воде, если или пока российские продавцы не найдут обходные пути.
Потоки в Турцию за четыре недели до 23 ноября сократились до около 150 тысяч баррелей в день, нового минимума для периода с марта. Поставки в Сирию остались на нуле. Танкеры, перевозящие российскую нефть в эту восточно-средиземноморскую страну, редко сигнализируют пункт назначения и обычно исчезают из автоматизированных систем отслеживания южнее Крита, что затрудняет оценку потоков заранее прибытия судов к порту Банияс, где их обычно можно зафиксировать на спутниковых снимках. Последний российский корабль, разгрузившийся там, ушел из Мурманска в конце сентября и прибыл в начале ноября.
Источник фактов: https://www.bloomberg.com/
← Назад к новостям