24.12.2025 12:57

Мировая торговая система, завершающая один из самых трансформационных периодов за последние десятилетия, вступает в новый этап с дополнительными вызовами для обеспечения стабильности и расширения.
Товарооборот в мире в 2025 году сохранил относительную устойчивость, несмотря на введение Соединенными Штатами тарифных барьеров вокруг крупнейшей экономики. По данным, опубликованным на этой неделе, глобальные объемы контейнерных перевозок в октябре выросли на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
За общей устойчивостью скрываются заметные изменения: в США наблюдается сокращение входящих объемов на 8%, в то время как импорт в Африку, Ближний Восток, Латинскую Америку и Индию демонстрирует значительный рост.
Глобальные контейнерные цепочки поставок уже начали адаптироваться и перестраивать торговые маршруты. После роста контейнерного импорта в США на 15,2% за весь 2024 год итоговый показатель 2025 года существенно отличается от предыдущего.
Введение торговых ограничений со стороны президента США Дональда Трампа стало одним из ключевых факторов переориентации потоков товаров. Если 2025 год характеризовался тарифными мерами, то 2026 год может принести последствия этих действий.
Эксперты в последние недели отмечают вероятность дальнейших осложнений в торговле, среди которых выделяются четыре ключевые проблемы.
Соединенные Штаты, Канада и Мексика готовятся к пересмотру Североамериканского соглашения о свободной торговле, вступившего в силу в 2020 году. Переговоры войдут в неизведанную область из-за необычной нормы, позволяющей обновление через шесть лет, как отметил представитель по торговле США Джеймисон Гир в комментариях конгрессменам в этом месяце.
Правительство получило более 1500 откликов в период общественных консультаций перед предстоящим обзором. Многие заинтересованные стороны выразили поддержку соглашению USMCA и призвали к его продлению, одновременно предлагая определенные улучшения.
Однако любые улучшения для одного из участников торгового блока могут сказаться на интересах других. Это создает основу для напряженных переговоров между крупнейшими торговыми партнерами США, чьи отрасли испытывают давление от американских импортных пошлин. Отношения между США и Канадой уже осложнились после прекращения торговых консультаций с северным соседом в октябре в ответ на анти-тарифную рекламу.
Для контейнеровозов и других средств глобальной торговли предстоящий год может принести два потенциальных потрясения, которые на первый взгляд кажутся позитивными, но способны вызвать сбои в цепочках поставок, подобные тем, что наблюдались во время пандемии COVID-19.
Первое изменение связано с возможным возвращением мирового грузового флота к использованию Красного моря вместо более длинного маршрута вокруг южной части Африки, на который суда переходили в последние два года. Атаки хуситов в Красном море в значительной степени прекратились после вступления в силу плана мирного урегулирования в Газе в октябре, что делает традиционный путь более привлекательным. Некоторые перевозчики, включая французскую CMA CGM SA и датскую A.P. Moller-Maersk A/S, уже направляют ограниченное количество судов через этот маршрут.
Полное возвращение к Красному морю и Суэцкому каналу как shortcut между Азией и Европой может привести к значительному увеличению доступной мощности и вызвать серьезные проблемы с перегрузкой портов в Европе.
Второе воздействие может быть обусловлено ростом спроса. Если экономика США ускорится в 2026 году так, как прогнозируют чиновники администрации Трампа — за счет бума инвестиций и снижения процентных ставок, — то пополнение запасов может превысить возможности транспортной отрасли.
Среди достижений Белого дома в 2025 году — торговые договоренности с несколькими крупными экономиками, большинство из которых пошли на уступки, включая обязательства по инвестициям и улучшение доступа на рынки для американского экспорта. В обмен их товары получили тарифные ставки ниже, чем при возможной ответной реакции.
Эти договоренности не являются традиционными, с механизмами принуждения и детальными правилами, а с Китаем заключено лишь однолетнее перемирие вместо полного соглашения, оставляя без урегулирования наиболее дисбалансные торговые отношения США.
Это порождает опасения, что договоренности могут быть аннулированы, особенно под давлением со стороны Пекина на страны, сотрудничающие с Вашингтоном в ущерб интересам Китая.
События последнего месяца иллюстрируют эти риски. С момента объявления Белым домом 'исторической торговой сделки' в июле Индонезия сопротивлялась требованиям США, опасаясь ограничений своей независимости, и теперь соглашение подписано в конце января. Китай выразил недовольство Малайзии и Камбодже по поводу их торговых пактов с Вашингтоном, предупредив о мерах, подрывающих интересы Пекина.
Даже в Великобритании возникли новые трудности.
На прошлой неделе Джеймисон Гир выделил Европейский Союз и Индию, отметив, что спорные переговоры по их торговым соглашениям продолжатся в новом году. Офис Гира в сообщении в соцсетях пригрозил ответными мерами против ЕС за чрезмерное регулирование американских технологических компаний.
Среди главных неопределенностей в торговых кругах на пороге 2026 года — ожидаемое решение Верховного суда США по законности так называемых реципрокных тарифов Трампа, введенных на большинство крупных торговых партнеров.
В случае проигрыша одной из ключевых вопросов для экономики и фискальной перспективы страны станет необходимость возврата средств, уплаченных американскими импортерами в виде тарифов. Неясно, произойдет ли это timely или организованно.
Кевин Хасетт, директор Национального экономического совета, заявил в эфире CBS Face the Nation, что даже при неблагоприятном решении высшего суда вероятность широких возвратов мала из-за административных сложностей.
Рыночные ставки оценивают шанс проигрыша Трампа примерно в 75%, что потребует от администрации использования других полномочий президента для введения тарифов.
На вопрос в Атлантическом совете в начале этого месяца о том, будет ли 2026 год спокойнее в тарифном плане, чем текущий, Гир воздержался от прогноза, отметив, что это вопрос к президенту Трампу.
Источник фактов: https://www.bloomberg.com/
← Назад к новостям