15.11.2025 15:38

Сейчас благоприятный период для нефтепереработчиков, однако заправка автомобиля становится менее выгодной для автовладельцев.
В Европе, США и Азии крупные предприятия получают прибыль, занимаясь привычной деятельностью: переработкой сырой нефти в необходимые виды топлива с последующей реализацией. Особенностью нынешней ситуации является масштаб угрозы глобальным поставкам: непрерывные атаки на энергетическую инфраструктуру России, простои на ключевых заводах в Азии и Африке, а также постоянные закрытия в Европе и США вывели из обращения миллионы баррелей дизельного топлива и бензина на мировом рынке.
К этим реальным факторам добавляются опасения трейдеров относительно будущих событий: предстоящие санкции США против ПАО «Лукойл» и ПАО «Роснефть», а также новые ограничения Евросоюза на топливо, произведенное из российской сырой нефти, усугубляют напряжение в цепочках поставок.
В итоге наблюдается持续 давление на расходы при заправке, несмотря на снижение глобальных цен на нефть, что вряд ли устроит администрацию США, которая считает доступную энергию приоритетной.
Глобальные маржи нефтепереработки достигают рекордных значений, отметил руководитель отдела переработанных продуктов консалтинговой компании FGE NexantECA Юджин Линделл. Это побуждает систему нефтепереработки по всему миру работать на полную мощность, независимо от расположения заводов.
В США, Европе и Азии маржи наивысшие для этого времени года с 2018 года, согласно данным о справедливой стоимости от Bloomberg. Высокая прибыльность приводит к росту акций переработчиков: компании вроде Valero Energy Corp. и Turkiye Petrol Rafinerileri AS демонстрируют значительный подъем, а Orlen SA выросла более чем на 100% с начала года.
Ожидания переизбытка давят на цены сырой нефти, но нарушения в глобальной системе переработки ограничивают объемы производства продуктов, таких как бензин, дизель и авиационное топливо. Это выгодно действующим переработчикам, но означает, что падение цен на нефть не отражается на стоимости топлива на заправках.
Непрерывные атаки на российские нефтеперерабатывающие заводы — только в этом месяце сообщалось о ударах по предприятиям в Саратове, Орске и Волгограде — затрудняют производство топлива. В прошлом месяце экспорт нефтепродуктов из России был на пути к многолетнему минимуму, и это до повреждений ключевых погрузочных мощностей в порту Туапсе от ударов беспилотников.
Поставки нефтепродуктов дополнительно сжимаются из-за простоев в других регионах. В Кувейте на гигантском НПЗ Al-Zour мощностью 615 тысяч баррелей в сутки недавно работала только одна из трех установок переработки сырой нефти, в то время как ключевой блок производства бензина на крупном НПЗ Dangote в Нигерии планирует остановку на около 50 дней для обслуживания в ближайшие недели, после недавнего перезапуска.
Тем временем, в США объемы переработки сырой нефти в последние недели на миллион баррелей в сутки ниже, чем в аналогичный период прошлого года, что представляет собой значительное снижение по сравнению с пиковыми летними месяцами, когда обработка достигала наивысшего сезонного уровня с 2019 года. В стране произошло несколько закрытий НПЗ в последние годы, как и в Западной Европе, что усиливает давление на поставки топлива.
Глобальная активность нефтепереработки столкнулась с серией незапланированных простоев в октябре, что дополнительно ограничило рынки продуктов и повысило маржи, отметило Международное энергетическое агентство в четверг. Увеличение прибыли привело к корректировке прогнозов по загрузке чувствительных к маржам активов в Европе и Азии на текущий и следующий месяц в сторону повышения.
В США это привело к росту средней цены дизельного топлива с момента вступления в должность президента Трампа и минимальным изменениям в стоимости бензина, который в четверг составил 3,08 доллара за галлон. В то же время фьючерсы на эталонную нефть упали примерно на 20% с момента его второй инаугурации на фоне прогнозов о значительном избытке.
Эти реальные давления на поставки усиливаются опасениями трейдеров относительно будущих мер.
Текущая сила марж нефтепереработки отчасти обусловлена неопределенностью вокруг предстоящих санкций США против «Роснефти» и «Лукойла», а также запретов Евросоюза на российские продукты с января, отметила старший трейдер по энергетике в CIBC Private Wealth Group Ребекка Бабин.
По оценкам FGE, комбинированный экспорт нефтепродуктов из России от «Лукойла» и «Роснефти» превышает 800 тысяч баррелей в сутки. Глобальная морская торговля нефтепродуктами составляет около 22 миллионов баррелей в сутки, согласно данным Clarkson Research Services Ltd., подразделения крупнейшего в мире брокера судов.
Любое значительное нарушение этих экспортов стало бы ударом для глобального рынка топлива, хотя степень реального исчезновения этих объемов остается неясной. Россия неоднократно демонстрировала способность обходить санкции.
Также возникают вопросы относительно дальнейшей судьбы НПЗ за пределами России, в которых участвует «Лукойл», включая предприятие в Бургасе (Болгария), завод в Зеландии (Нидерланды) и Petrotel в Румынии.
Далее следуют ограничения Евросоюза, вступающие в силу 21 января, которые запрещают поставки нефтепродуктов, произведенных из российской сырой нефти, в блок. Точный эффект на поставки дизельного топлива в Европу из Индии и Турции — ключевых импортеров российской нефти — пока неясен.
Санкции против «Роснефти» и «Лукойла», наряду с недавним пакетом санкций ЕС, ужесточают давление на Россию, отметила Каролин Киссане, ассоциированный декан Центра глобальных дел Нью-Йоркского университета, где она преподает курсы по энергетике и изменению климата. В то же время наблюдается рост атак на российскую инфраструктуру со стороны Украины, что сказывается на рынке продуктов.
| BRENT | Снижение экспорта российских нефтепродуктов из-за атак и санкций может ослабить цены на Brent. WTI |
Источник фактов: https://www.bloomberg.com/
← Назад к новостям