USD/RUB 80.91
EUR/RUB 93.79

Экспорт российской нефти и цены на неё продолжают падать, влияя на бюджетные поступления

18.11.2025 16:54

Снижение нефтяных поставок и цен России усугубляет проблемы финансирования

Снижение нефтяных поставок и цен России усугубляет проблемы финансирования © mktdt.ru

Морские поставки сырой нефти из России снизились в четвёртую неделю подряд, что усиливает спад цен на нефть в стране и уменьшает доходы до двухлетнего минимума в размере около 1,2 миллиарда долларов в неделю.

В четырёх неделях до 16 ноября страна отправила 3,36 миллиона баррелей в день, согласно данным отслеживания судов, что на 90 000 баррелей меньше, чем в аналогичный период до 9 ноября, и является最低шим показателем с конца августа.

Санкции США, введённые в прошлом месяце против двух крупнейших нефтедобывающих компаний России, побудили некоторых покупателей в Азии сократить закупки. Это сказывается на поставках в Китай, а также приводит к накоплению танкеров с российской нефтью у индийских портов. По меньшей мере 11 таких судов ожидают разгрузки, приближаясь к сроку 21 ноября, установленному США для прекращения сделок с компаниями Rosneft PJSC и Lukoil PJSC.

Ограничения также увеличивают объёмы нефти России на море и переводят её торговлю в менее прозрачные формы, поскольку большее количество судов отключает сигналы отслеживания рядом с известными местами тайных перегрузок.

Последние меры США повысили число танкеров, перевозящих российскую нефть без указания конечного пункта. Пока неясно, связано ли это с нежеланием покупателей раскрывать себя или отсутствием подтверждённых контрактов на грузы.

Большинство судов с неизвестными пунктами назначения направляются в Суэцкий канал из портов Балтийского, Чёрного морей или Арктики. Другие уходят из тихоокеанских портов России, где грузы с двух проектов на Сахалине почти полностью переваливаются с челночных танкеров для дальнейшей доставки.

Пока санкции США сильнее влияют на разгрузку грузов на терминалах покупателей, чем на загрузку в российских портах, что приводит к росту объёмов нефти на воде. С конца августа этот показатель вырос на 16% до 175 миллионов баррелей на 16 ноября.

Этот объём может увеличиться в ближайшие недели, поскольку разгрузка станет сложнее после 21 ноября. Задерживаемый закон о санкциях против стран, торгующих с Россией, может быть вынесен на голосование в Сенате США после заявлений президента Дональда Трампа в воскресенье о его поддержке.

Это может усложнить открытый импорт российской нефти для покупателей в Индии, Китае и Турции, переводя торговлю в тень. Судна с российской нефтью начинают исчезать из систем отслеживания у мест перегрузки, таких как архипелаг Риау к востоку от Сингапура.

Кроме того, атаки на нефтеперерабатывающую и экспортную инфраструктуру России продолжаются. Удары в пятницу по порту Новороссийск временно остановили отгрузки, но они возобновились к воскресенью.

Всего 31 танкер загрузил 23,06 миллиона баррелей российской нефти за неделю до 16 ноября, согласно данным отслеживания судов и отчётам портовых агентов. Объём немного снизился с 23,43 миллиона баррелей на том же количестве судов на предыдущей неделе.

В среднем ежедневно поставки за неделю до 16 ноября составили 3,29 миллиона баррелей в день, на 50 000 баррелей меньше, чем на предыдущей неделе. Отдельно одна партия казахстанской марки Kebco была отгружена из Усть-Луги и Новороссийска за неделю.

На Тихом океане снижение отгрузок из порта Козьмино, где загрузилось 9 танкеров за неделю, компенсировалось ростом грузов из Де Кастри. На западе спад в Усть-Луге частично уравновесили увеличением в Приморске. Кроме того, один дополнительный груз ушёл из Новороссийска на Чёрном море, несмотря на атаку на терминал, временно приостановившую операции.

По среднему за четыре недели общая стоимость экспорта Москвы снизилась на 60 миллионов долларов до 1,22 миллиарда в неделю за 28 дней до 16 ноября, из-за сокращения как объёмов, так и цен. Это最低ший показатель с четырёх недель, заканчивающихся 2 апреля 2023 года.

По этой мере цены на Urals из Балтики упали на 1,70 доллара за баррель до 48,62 доллара, на грузы из Чёрного моря — на 2,50 доллара до 47,98 доллара за баррель. Цена на ESPO с Тихого океана снизилась на 0,80 доллара до среднего 57,33 доллара за баррель. Доставленные цены в Индии тоже уменьшились, на 0,40 доллара до 60,88 доллара за баррель, что является минимумом с апреля 2023 года.

На еженедельной основе стоимость экспорта в среднем составила около 1,09 миллиарда долларов за 7 дней до 16 ноября, на 11% меньше, чем до 9 ноября, из-за снижения потоков и резкого падения цен: на 6,80 доллара для Балтики и 8,90 доллара для Чёрного моря за баррель.

Наблюдаемые поставки российским азиатским клиентам, включая те без конечного пункта, снизились до 3,14 миллиона баррелей в день за 28 дней до 16 ноября с 3,21 миллиона за период до 9 ноября.

Хотя объёмы российской нефти в Китай и Индию, похоже, резко падают, значительные количества на судах ещё без конечного пункта позволяют потенциально обратить этот тренд. Танкеры всё чаще не показывают пункт назначения до пересечения Аравийского моря, а некоторые никогда не указывают его даже после швартовки для разгрузки.

Теперь на танкерах без конечного пункта больше нефти, чем на судах, направляющихся в Китай или Индию.

Потоки к китайским портам снизились до 1,04 миллиона баррелей в день за четыре недели до 16 ноября с 1,17 миллиона за период до 9 ноября. К Индии — до 770 000 баррелей в день с 1,13 миллиона. Но эквивалент 1,34 миллиона баррелей в день приходится на суда без конечного пункта.

Из них около 1,12 миллиона — с западных портов России, указывающих Порт-Саид или Суэцкий канал, или с Тихого океана без ясного пункта, плюс 220 000 баррелей на танкерах без сигнала назначения.

Ранее такие грузы почти всегда шли в Индию или Китай, но ужесточение санкций США может оставить нефть на воде, пока российские продавцы не найдут обходные пути.

Поставки в Турцию за четыре недели до 16 ноября снизились до около 210 000 баррелей в день — минимум с марта. К Сирии остались на нуле. Танкеры с российской нефтью в восточное Средиземноморье редко сигнализируют пункт назначения и обычно исчезают из систем отслеживания южнее Крита, затрудняя оценку потоков до прибытия у порта Банияс, где их можно выявить по спутниковым снимкам. Последний российский корабль, разгрузившийся там, ушёл из Мурманска в конце сентября и прибыл в начале ноября.

— Редакция mktdt.ru

ИИ сводка влияния на рынок

⚠️ ИИ сводка не является инвестиционной рекомендацией. Любые инвестиции связаны с рисками.
📊 При формировании сводки используется контекст всего новостного потока, поэтому прогноз повышения или понижения курса может не совпадать с субъективным мнением читателя.

Источник фактов: https://www.bloomberg.com/

← Назад к новостям
Произошла ошибка. Перезагрузить 🗙