04.12.2025 13:05

После напряженной гонки в Катаре сезон Формулы-1 2025 года подходит к завершению финальным этапом в Абу-Даби, где пилоты McLaren Ландо Норрис и Оскар Пиастри, а также Макс Ферстаппен из Red Bull, разыграют титул в трехсторонней борьбе за звание чемпиона мира среди пилотов.
Такой финал, сосредоточенный на Ближнем Востоке, отражает усиливающееся присутствие региона в Формуле-1, поскольку страны здесь активно наращивают вложения в этот вид спорта.
Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии обладает миноритарной долей в команде Aston Martin Formula 1, что ранее не освещалось в СМИ. Эта доля, составляющая около 8 процентов, принадлежит через материнскую компанию AMR GP Holdings Ltd., как указано в документах, поданных в реестр Companies House в Великобритании.
Хотя канадский миллиардер Лоуренс Стролл, владелец команды, продал части акций другим инвестиционным фирмам, таким как Arctos Partners, вложение фонда Саудовской Аравии не было официально объявлено Aston Martin.
Представители Aston Martin и фонда воздержались от комментариев.
Фонд также владеет небольшой долей в Aston Martin Lagonda Global Holdings Plc, британском автопроизводителе, где Стролл занимает пост исполнительного председателя, но эта структура отделена от команды Формулы-1. Связи команды с Саудовской Аравией не ограничиваются этим: государственная нефтяная компания Aramco выступает главным спонсором Aston Martin.
Aston Martin не единственная команда Формулы-1, связанная с суверенными фондами региона.
Конкурент McLaren, уже завоевавший командный титул в этом году, также входит в эту категорию. В сентябре владельцы группы — суверенный фонд Бахрейна Mumtalakat и CYVN Holdings из Абу-Даби — заключили соглашение о полном контроле над гоночной командой. CYVN управляет производителем суперкаров с аналогичным названием.
В 2024 году Катарский инвестиционный авторитет договорился о приобретении значительной миноритарной доли в Sauber Holding AG, команде, которая в следующем году перейдет под бренд Audi.
Эти сделки демонстрируют, насколько изменился ландшафт Формулы-1 на Ближнем Востоке с момента первой гонки в Бахрейне в 2004 году. Тот дебют преодолел множество опасений, включая сомнения в timely завершении трассы, риски от песка, делающего circuit неуправляемым, и предупреждение британского консульства о возможной террористической угрозе.
Календарь Формулы-1 сейчас включает четыре этапа на Ближнем Востоке: в Бахрейне, Саудовской Аравии, а также завершающие события сезона в Катаре и Абу-Даби.
Участие в спорте предоставляет странам инструмент мягкой силы, по мнению эксперта по инвестициям в спорт Майкла Бротона из консалтинговой фирмы Sports Investment Partners. Формула-1 представляет собой глобальное зрелище, отметил он, добавив, что ограниченное количество команд на стартовой решетке создает высокий спрос со стороны разнообразных инвесторов.
Фонд Саудовской Аравии расширяет свое влияние в мире спорта в рамках стратегии страны по диверсификации экономики от нефти и газа, с целью достижения вклада спорта в 3 процента не нефтяного ВВП к 2030 году.
Его портфель включает гольф-лигу LIV Golf, футбольный клуб Ньюкасл Юнайтед из Премьер-лиги, четыре отечественные футбольные команды. Фонд также имеет миноритарную долю в Professional Fighters League, конкуренте UFC. Кроме того, Саудовская Аравия планирует провести чемпионат мира по футболу FIFA в 2034 году.
Фонд ранее рассматривал возможность покупки Формулы-1 у Liberty Media Corp. за сумму свыше 20 миллиардов долларов, согласно отчетам.
Среди крупных внутренних проектов — соглашение команды Mercedes-AMG Petronas F1 с Саудовской Аравией в этом году о создании 'World of Performance' в мега-городе развлечений Qiddiya в Эр-Рияде. Объект будет примерно вдвое меньше Ferrari World в Абу-Даби и расположится рядом с трассой Формулы-1 в Qiddiya, которая может открыться уже в 2027 году и заменить Джидду на Красном море как хозяина саудовского Гран-при Формулы-1.
Хотя ведущие команды Формулы-1 прибыльны, команды в нижней части таблицы все еще испытывают трудности с доходностью. Например, Aston Martin зафиксировала убыток в 40,4 миллиона фунтов стерлингов (53,4 миллиона долларов) в прошлом году, больше, чем в 2023-м.
Это класс активов, обеспечивающий престиж, считает профессор стратегии Паоло Аверса из King’s Business School при Королевском колледже Лондона. Такой подход соответствует видению стран Персидского залива по повышению своего статуса на мировой арене.
Инвесторы сейчас получают отдачу за счет роста оценок. В сентябре MSP Sports Capital и другие миноритарные инвесторы McLaren удвоили свои вложения примерно в шесть раз за пять лет, продав долю по оценке свыше 3 миллиардов фунтов.
Успех сериалов вроде Formula 1: Drive to Survive от Netflix поднял оценки, а регуляторные изменения, такие как лимиты расходов и ограничения на количество команд, в целом повысили прибыльность.
Liberty успешно сосредоточилась на США как ключевом рынке, проводя там три гонки и недавно заключив региональное медиапартнерство с Apple.
В прошлом месяце генеральный директор Mercedes F1 Тото Вольфф продал часть своей доли CEO CrowdStrike Holdings Джорджу Курцу в сделке, оценившей команду в 6 миллиардов долларов — рекорд для Формулы-1, подчеркивающий оптимизм инвесторов.
Рост оценок вытесняет многих инвесторов с рынка, сужая круг до игроков с глубокими карманами, таких как суверенные фонды. По мере удорожания сделок число групп, способных их финансировать, сокращается, делая государственные фонды наиболее вероятными участниками на этом этапе.
Источник фактов: https://www.bloomberg.com/
← Назад к новостям