Данные отсутствуют...
19.12.2025 01:38

В регионах, где функционируют объекты размещения твердых коммунальных отходов без необходимой документации и с обязательным закрытием с 1 января 2026 года, не возникнет мусорного коллапса. Госдума одобрила во втором и третьем чтении законопроект, который продлевает их эксплуатацию до 1 января 2028 года. Внесенные поправки вводят строгие требования к планам по созданию альтернативной инфраструктуры и предусматривают личный надзор со стороны губернаторов за их выполнением. Тем не менее, как отмечают депутаты и специалисты, проблема может быть глубже, чем недостаточный контроль и отсутствие ответственности за возведение полигонов. В регионах может возникнуть дефицит средств на строительство новых объектов, каждый из которых оценивается примерно в 2 млрд рублей.
Госдума рассмотрела и приняла во втором и третьем чтении законопроект, вносящий корректировки в законодательство об отходах производства и потребления. Эти изменения позволяют продлить работу временных объектов размещения твердых коммунальных отходов до 1 января 2028 года. К моменту второго и третьего чтения в текст были включены дополнительные положения. В частности, период разрешения эксплуатации временных полигонов установлен до 2028 года, а не до 2029 года, как предлагалось на первом этапе. Документ возлагает на глав регионов ответственность за надзор за строительством новых полигонов и комплексов переработки отходов, а также за воплощение дорожных карт, утвержденных ППК "Российский экологический оператор". В случае невыполнения плана в регионе объекты потеряют возможность дальнейшей работы.
Мусорные полигоны, введенные в эксплуатацию до 2019 года и не обладающие проектной документацией, необходимой для включения в Государственный реестр объектов размещения отходов, первоначально подлежали закрытию или модернизации к 1 января 2023 года. Однако из-за задержек в создании заменяющей инфраструктуры этот срок был перенесен на 1 января 2026 года. Новый законопроект, продлевающий действие временных полигонов, был инициирован Брянской областной думой и прошел первое чтение с обязательством значительной доработки.
Согласно поправкам, будет сформирован закрытый список таких временных полигонов, а также определены четкие критерии для их включения, включая порядок согласования и реализации планов по строительству альтернативной инфраструктуры с учетом экспертиз и разрешений. Работать смогут лишь объекты с утвержденным планом мероприятий, одобренным губернатором. За исполнение и мониторинг планов отвечают главы регионов, а при несоблюдении сроков объект исключается из перечня.
В Министерстве природных ресурсов и экологии отметили, что сценарий, при котором новые полигоны будут меньше прежних или требования выполнены формально, маловероятен. В большинстве случаев вместо старых свалок возводятся комплексные сооружения, охватывающие сортировку, утилизацию и захоронение. Все новые мощности интегрируются в территориальные схемы, проходящие федеральную экспертизу, где оценивается обоснованность решений по мощностям, характеристикам и потокам отходов. Таким образом, дорожные карты по формированию новой инфраструктуры имеют реальный вес. Кроме того, в рамках еженедельных отчетов по инциденту "Обращение с ТКО" регионы информируют о прогрессе, и при необходимости могут применяться меры по кадрам.
Депутаты расценили законопроект как необходимую компромиссную меру, но вновь выразили озабоченность общей ситуацией с мусорной реформой и сомнения в ее ускорении благодаря этому документу. В дискуссии подчеркивалось, что послабления могут привести к дальнейшему бездействию в регионах. Среди ключевых вопросов — наличие финансирования на создание заменяющей инфраструктуры. Нет уверенности, что в ближайшие два года средства будут доступны.
Возведение современного полигона твердых коммунальных отходов действительно требует значительных вложений. По оценкам компании "ENV-Консалтинг", объект площадью около 50 га, соответствующий актуальным стандартам, стоит около 2 млрд рублей. Разработка проекта, включая инженерные изыскания и проектирование, обходится примерно в 100 млн рублей. Процесс создания проекта, способного пройти государственную экологическую экспертизу и главгосэкспертизу, длится от девяти месяцев до года. Любая попытка сэкономить или ускорить этот этап чревата проблемами на стадии строительства и эксплуатации.
Источник фактов: https://www.kommersant.ru/
← Назад к новостям