23.12.2025 16:08

Экспорт сырой нефти из России достиг максимума за более чем два с половиной года, однако задержки с разгрузкой грузов привели к значительному увеличению объема нефти, хранящейся на танкерах. Количество судов, стоящих на якоре у побережья Индии и Китая, продолжает расти.
Среднесуточные поставки за четырехнедельный период до 21 декабря выросли до уровня, не виданного с мая 2023 года. Тем не менее, доставка грузов остается сложной задачей: объем нефти на море увеличился на 48% с конца августа. Не менее 20 танкеров с российской нефтью ожидают разрешения на швартовку в портах Китая и Индии, а некоторые суда тратят месяцы на разгрузку.
Средние четырехнедельные отгрузки в декабре демонстрируют восходящий тренд, компенсируя потери предыдущего месяца, с некоторой волатильностью, вероятно, вызванной погодными факторами. Снижение экспорта в ноябре произошло после включения двух крупнейших российских экспортеров, Роснефти ПАО и Лукойл ПАО, в санкционные списки США.
Двенадцатое подряд снижение цен привело к тому, что стоимость отгрузок приблизилась к трехлетнему минимуму.
Более 185 миллионов баррелей российской сырой нефти находится на танкерах, что на 48% больше, чем в конце августа.
По данным отслеживания судов, Россия отгрузила 3,87 миллиона баррелей в сутки за четыре недели до 21 декабря. Это на примерно 200 тысяч баррелей больше, чем за период до 14 декабря, благодаря восстановлению еженедельных поставок из балтийского порта Приморск.
Значительное сокращение переработки, вероятно, освободило больше сырой нефти для экспорта. Загрузка НПЗ остается ниже сезонного среднего из-за атак дронов с Украины, в результате одной из которых пострадала Ярославская НПЗ к северу от Москвы. Ее суточная мощность переработки составляет около 300 тысяч баррелей, что делает ее одной из десяти ведущих топливных производств России.
Двенадцатое подряд снижение цен на сырую нефть усугубило трудности для Москвы: падение цен на российские сорта оказалось значительно круче, чем на глобальных эталонах. Необходимость предлагать крупные скидки привела к снижению цены Urals примерно на 25 долларов за баррель, или 40%, от пика середины июля, с минимумом в 34 доллара за баррель к концу недели. Сорт ESPO с загрузкой в Тихом океане потерял около 30% стоимости за тот же период.
Накопление российской нефти на море совпадает с усилением действий США против танкеров, направляющихся в Венесуэлу или из нее, которую президент Дональд Трамп обвиняет в транспортировке санкционированной нефти. Эти меры могут вызывать беспокойство у перевозчиков и покупателей российской нефти, опасающихся аналогичных ограничений для своих грузов.
Несколько судов исчезли из систем отслеживания в архипелаге Риау к северо-востоку от Сингапура, популярном месте для перевалки санкционированной иранской нефти между судами, что набирает популярность среди перевозчиков российской нефти для маскировки происхождения грузов. С ноября там произошло не менее шести перевалок российской нефти, и еще шесть полностью загруженных танкеров исчезли в этом районе в текущем месяце. Другие перевалки замечены недалеко от Суэцкого канала и у российского порта Козьмино в Тихом океане.
Всего 38 танкеров загрузили 28,31 миллиона баррелей российской сырой нефти за неделю до 21 декабря, по данным отслеживания судов и отчетам портовых агентов. Объем резко вырос по сравнению с пересмотренными 22,73 миллиона баррелей на 29 судах предыдущей недели.
В среднем суточные отгрузки за неделю до 21 декабря подскочили до 4,04 миллиона баррелей в день, что на около 800 тысяч баррелей выше и компенсировало большую часть спада предыдущей недели. Отдельно три груза сорта Kebco из Казахстана были отгружены из Новороссийска за неделю. Один из двух работающих понтонов на близлежащем терминале CPC был поврежден в результате атаки морского дрона, что могло привести к перенаправлению некоторых казахстанских баррелей в Новороссийск до замены погрузочного буя.
Рост поставок был обусловлен резким увеличением отгрузок из балтийского порта Приморск.
В среднем за четырехнедельный период общая стоимость экспорта Москвы незначительно выросла до 1,13 миллиарда долларов в неделю за 28 дней до 21 декабря, на 2% по сравнению с пересмотренным показателем за период до 14 декабря. Влияние большего объема экспорта в значительной степени компенсировалось двенадцатым подряд снижением средних цен, оставив стоимость на уровне, близком к минимуму с января 2023 года.
По этой мере цена экспорта Urals из Балтики упала примерно на 1,30 доллара за баррель до 38,73 доллара, а цены на грузы из Черного моря снизились на 0,90 доллара за баррель до 36,55 доллара. Цена тихоокеанского ESPO снизилась на 1,60 доллара до среднего 49,33 доллара за баррель. Цены с доставкой в Индию также упали на 1 доллар до 56,03 доллара за баррель, достигнув нового минимума за период с марта 2023 года. Все цены приведены по данным Argus Media.
На еженедельной основе стоимость экспорта в среднем составила около 1,11 миллиарда долларов за 7 дней до 21 декабря, что на 16% выше, чем за период до 14 декабря, поскольку восстановление объемов перекрыло снижение цен.
Наблюдаемые поставки российским азиатским клиентам, включая те, что не указывают конечный пункт, выросли до рекордных 3,7 миллиона баррелей в день за 28 дней до 21 декабря, по сравнению с пересмотренными 3,42 миллиона за период до 14 декабря.
Хотя объем российской нефти, направляемой в Китай и Индию, кажется, резко падает, это компенсируется ростом грузов на судах без указания конечного пункта, что позволяет в значительной степени обратить эту тенденцию. Танкеры все чаще показывают промежуточные пункты назначения, пока не удалятся в Аравийское море, а некоторые никогда не указывают конечную точку даже после швартовки для разгрузки.
Суда также проводят больше времени в море, с несколькими танкерами, отклоняющимися от первоначальных пунктов на западном побережье Индии или в Турции. Они задерживаются в ожидании разгрузки в китайских портах.
Теперь на танкерах без конечного пункта назначения больше нефти, чем суммарно на судах, направляющихся в Китай, Индию или Турцию.
Поставки на танкерах, указывающих китайские порты, составили 950 тысяч баррелей в день за четыре недели до 21 декабря, по сравнению с 1,01 миллиона за период до 14 декабря. Объем для Индии снизился до 840 тысяч баррелей в день с пересмотренных 900 тысяч за период до 14 декабря. Однако эквивалент 1,9 миллиона баррелей в день приходится на суда без конечного пункта.
Из этого около 1,68 миллиона баррелей в день приходится на суда из западных портов России с пунктом назначения Порт-Саид или Суэцкий канал, или из тихоокеанских портов без ясной точки доставки, плюс дополнительные 230 тысяч баррелей в день на танкерах без указания пункта.
В прошлом такие грузы почти всегда заканчивались в Индии или Китае, но ужесточение санкций США держит эту нефть на воде, пока Россия и ее покупатели ищут обходные пути. Объем российской нефти на море вырос на 48% с конца августа.
Поставки в Турцию за четыре недели до 21 декабря снизились до около 140 тысяч баррелей в день с 230 тысяч за период до 14 декабря. Российская нефть не поставлялась в Сирию с сентября. Танкеры с российской нефтью в восточное Средиземноморье редко указывают пункт назначения и обычно исчезают из автоматических систем отслеживания южнее Крита, что затрудняет оценку потоков заранее прибытия к порту Банияс, где их можно зафиксировать на спутниковых снимках.
Эта история является частью еженедельной серии, отслеживающей отгрузки сырой нефти из российских экспортных терминалов и общую стоимость этих потоков. Следующее обновление ожидается во вторник, 6 января.
Все цифры не включают грузы, идентифицированные как сорт KEBCO из Казахстана. Это поставки, осуществляемые KazTransOil JSC, проходящие через Россию для экспорта через Новороссийск и Усть-Лугу и не подпадающие под санкции ЕС или ценовой потолок. Казахстанские баррели смешиваются с российской нефтью для создания унифицированного экспортного потока. С вторжения России в Украину Казахстан переименовал свои грузы, чтобы отличить их от поставок российских компаний.
Источник фактов: https://www.bloomberg.com/
← Назад к новостям